Автовокзалу выписали предостережение за недопуск пассажира в туалет
![]() |
© nemalo / Фотобанк 123RF.com |
Правила перевозки пассажиров и багажа автотранспортом (п. 13) гарантируют пассажиру право бесплатного пользования туалетами (в зале ожидания, на автовокзале или автостанции) при наличии билета на перевозку по маршруту, в состав которого включён этот автовокзал, автостанция (Решение Верховного Суда РФ от 9 января 2025 г. № АКПИ24-9290.
Ставропольский автовокзал оспорил законность этой нормы в Верховном Суде РФ, – не отрицая, впрочем, право пассажира "вообще" бесплатно отлучаться в туалет, но указывая, что пассажир утрачивает таковой статус и право бесплатного пользования уборной в момент прибытия в пункт назначения, поскольку согласно ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, после чего правоотношения между ними заканчиваются и пассажир утрачивает право на пользование благами, включенными в стоимость билета.
Именно такого пассажира, добравшегося до Ставрополя, автовокзал не пустил в свой туалет, за что и получил предостережение от Роспотребнадзора.
Верховный Суд РФ отказал автовокзалу в удовлетворении иска:
- ГОСТ Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования" разделяет услуги пассажирского автотранспорта на 2 группы – услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа и услуги, не связанные с перемещением, но имеющие непосредственное отношение к перевозке,
- Минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций, утв. приказом Минтранса РФ от 2 октября 2020 г. № 406, устанавливают, что в целях оказания услуг пассажирам и водителям на территории автовокзала / автостанции размещается туалет;
- таким образом, деятельность автовокзала связана с предоставлением комплекса услуг пассажирам, куда входит пользование санитарно-гигиеническими услугами;
- системная связь приведённых положений позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство не ставит право бесплатного пользования туалетами, размещёнными в зданиях автовокзалов, автостанций в зависимость от покупки билета у конкретного перевозчика, самого факта отправления пассажира и возможных остановок в транзитных пунктах по пути следования пассажира. Правом бесплатного посещения туалетов, размещённых в зданиях и на территории автовокзалов, автостанций, обладает любой пассажир при наличии действительного проездного билета по маршруту регулярных перевозок;
- вопреки неверной позиции административного истца статус пассажира, наделённого правом бесплатного пользования туалетом, не прекращается по завершении договора перевозки с момента высадки его из салона автобуса в пункте прибытия (назначения), поскольку приведённые нормативные особенности перевозки физических лиц связаны в том числе с правами потребителя услуг, оказываемых как самим перевозчиком, так и на объектах транспортной инфраструктуры;
- оспариваемая норма также отвечает цели обеспечения граждан возможностью удовлетворения неотложных жизненных потребностей, которые могли возникнуть в том числе в период нахождения в автобусе до его остановки в пункте назначения, то есть в той части пребывания в статусе пассажира, который не оспаривается истцом;
- если потребность гражданина посетить туалет возникает при указанных обстоятельствах, то это влечёт возникновение разумного ожидания гарантированно воспользоваться санитарно-гигиеническими услугами автовокзала, которые оказываются в соответствии с приведёнными ранее нормативными положениями, а также в развитие Руководства по обеспечению санитарии и охраны здоровья населения ВОЗ (Женева, 2019 г.), требований ст. 24 Закона о санэпидблагополучии и положений санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг";
- наконец, согласно правовой позиции КС РФ, регулируя и защищая право частной собственности и право на занятие предпринимательской деятельностью, законодатель обязан проявлять заботу обо всех участниках рыночных отношений и устанавливать такие условия осуществления предпринимательской деятельности, которые будут направлены на согласование частной экономической инициативы с интересами соответствующих потребителей и общества в целом, включая потребности в предоставлении публично значимых услуг должного объёма и качества (постановления от 30 марта 2016 г.№ 9-П, от 16 июля 2018 г. № 32-П).