ВС РФ: дело о банкротстве гражданина не может быть прекращено в связи с неназначением финансового управляющего
AerialMike / Depositphotos.com |
По делу о банкротстве гражданина был отстранен финансовый управляющий. После его отставки суд предложил ассоциации межрегиональных саморегулируемых организаций арбитражных управляющих представить кандидатуру финансового управляющего. Но ни один арбитражный управляющий из числа ее членов согласия не выразил. Лица, участвующие в деле о банкротстве, не предоставили суду сведения об иной саморегулируемой организации, из числа членов которой может быть утвержден управляющий. Поскольку кандидатура арбитражного управляющего не была представлена в течение 3 месяцев, а его участие в деле о банкротстве является обязательным, то суд первой инстанции прекратил дело. Его поддержали суд апелляционной и кассационной инстанций (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2019 г. № 305-ЭС18-22504).
ВС РФ судебные акты отменил, указав, что право на судебную защиту, в том числе возможность гражданина обратиться в суд с заявлением о собственном банкротстве, гарантировано Конституцией РФ. В рассматриваемом случае суды фактически лишили должника данного права, не приняв исчерпывающих мер для решения вопроса о выборе саморегулируемой организации, ограничившись направлением запроса лишь в одну саморегулируемую организацию. В настоящее время соответствующим статусом обладают порядка 50 организаций, и поскольку право на потребительское банкротство закреплено в законе и не может быть осуществлено гражданином без участия финансового управляющего, то суду следует в случае необходимости направлять запросы в каждую из саморегулируемых организаций.
Положения п. 9 ст. 45 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – закон о банкротстве) о прекращении производства по делу в случае непредставления суду кандидатуры арбитражного управляющего в течение 3 месяцев, не подлежат применению к отношениям, вытекающим из потребительского банкротства, поскольку они противоречат смыслу и целям законодательного регулирования в этой специальной сфере. А истечение 3-месячного срока, отведенного суду на разрешение вопроса о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом (п. 5 ст. 213.6 закона о банкротстве), не является само по себе основанием для прекращения производства по делу, поскольку этот срок носит организационный характер.
Напомним, что подобная позиция уже ранее высказывалась ВС РФ в определении от 28 января 2019 г. № 301-ЭС18-13818.