Умные поля, теплицы и стада: сельское хозяйство планируют сделать цифровым
toxawww / Depositphotos.com |
Цифровизация – очевидный тренд последних лет, эксперты говорят о современных технологиях, например, в образовании, трудоустройстве, правосудии и патентном праве. Судя по итогам расширенного заседания Научно-экспертного совета Комитета Госдумы по аграрным вопросам, которое прошло на этой неделе в нижней палате парламента, "цифра" дошла и до сельского хозяйства.
Как рассказал статс-секретарь – заместитель Министра сельского хозяйства РФ Иван Лебедев, Минсельхоз России разработал ведомственный проект "Цифровое сельское хозяйство", который планируется полностью реализовать в период с 2019 по 2024 годы. Бюджет проекта составит 304 млрд руб., причем половину этих средств планируется получить от государства в качестве дополнительной субсидии, а другие 152 млрд руб., как ожидается, поступят от внебюджетных источников, а именно, от агро- и IT-бизнеса.
От информационных технологий в сельском хозяйстве ждут масштабной трансформации аграрного сектора в целом, снижения затрат на производство в этой сфере, роста инвестиций, автоматизации принятия решений и минимизации вмешательства человека в производственные процессы, а также увеличения количества рабочих мест и развития экспорта. Причем к 2024 году, как считает министерство, вся сельскохозяйственная продукция на экспорт будет сопровождаться безбумажной системой отслеживания "от поля до порта". А в пределах страны система контроля будет действовать "от поля до прилавка".
Проект предполагает работу по нескольким направлениям. Так, планируется широко применять информационные базы данных для мониторинга состояния и развития объектов агропромышленного комплекса. Уже сегодня, как уточняется в рекомендациях к заседанию (есть в распоряжении ГАРАНТ.РУ), сформирована единая информационная система земель сельскохозяйственного назначения (ЕФИС ЗСН), которая наполнена сведениями в том числе о местоположении, состоянии и фактическом использовании каждого земельного участка по регионам. Предполагается, что систему интегрируют с базами Росреестра и Роскосмоса, и к 2021 году это позволит внедрить интеллектуальное отраслевое планирование в 85 субъектах Федерации, так называемый "эффективный гектар". То есть в регионах будут выращиваться наиболее рентабельные культуры с учетом почвенных и климатических особенностей, а также транспортной инфраструктуры.
Также планируется создать интеллектуальную систему мер государственной поддержки и личный кабинет получателя субсидий. Тогда фермеры смогут проходить электронную идентификацию в ЕСИА и в Единой биометрической системе, и к 2021 году, как ожидается, между государством и получателями субсидий будут заключаться только смарт-контракты.
А для агробизнеса собираются разработать цифровые продукты, причем с масштабным привлечением отечественных IT-решений. В числе таких продуктов: "умная ферма", "умное поле", "умное стадо", "умная теплица", "умная переработка", "умный склад", "умный агроофис". То есть в этих направлениях будет применяться полный инновационный и комплексный научно-технический цикл.
Кроме того, эксперты, в частности, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин, рассказали и об отдельных технологических решениях в сфере цифровизации сельского хозяйства. В их числе: "беспилотники" для анализа состояния почвы, мониторинга, оценки качества и опрыскивания урожая; датчики для оценки состояния растений; геопозиционирование для точности выполнения полевых работ за счет спутниковой навигации. Представители Госдумы не исключают также, что за здоровьем коров и качеством молока смогут следить роботы.
Предполагается, что условия для формирования новой системы уже сформированы благодаря появлению аналитики "больших данных", "облачных" технологий, дешевых датчиков, широкополосной мобильной связи, а также в связи с развитием искусственного интеллекта и Интернета вещей, распространением сервисной робототехники. Однако пока, признают депутаты, цифровизация сельского хозяйства находится в начальной стадии.
В числе проблем, которые в настоящее время препятствуют развитию, эксперты указывают:
- нехватку у профильных специалистов научно-практических знаний о современных агротехнологиях и методологии;
- недостаток у аграриев финансовых возможностей для закупки новой техники, оборудования и платформ;
- цифровое неравенство, которое выражается в отсутствии в малочисленных населенных пунктах доступа к мобильной связи и Интернету;
- иностранное происхождение большинства ресурсов, используемых в России для коммуникации и организации цифровых сервисов.
Наконец, эксперты пришли к привычному в сфере цифровизации выводу о том, что внедрение технологий – лишь инструмент, а ключевым фактором развития является качественное управление и человеческие ресурсы. Так, первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский призвал представителей власти не идеализировать "цифру".
Тем не менее, Минсельхоз России видит своей целью преобразование сельского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений. Эта задача, напомним, содержится в новом "майском" указе Президента РФ (Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"). В конечном итоге ожидается, что производительность на "цифровых" сельскохозяйственных предприятиях увеличится в два раза к 2024 году.