Уступка права требования по денежному обязательству, возникшему из госконтракта, правомерна
Number1411 / Shutterstock.com |
Позиция Верховного Суда Российской Федерации и ранее заключалась в том, что нет никаких препятствий для уступки третьему лицу права требования к заказчику об исполнении денежного обязательства по государственному или муниципальному контракту (п. 17 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок). Однако само наличие судебной практики показывает: в большинстве случаев контрагенты казенных учреждений реализуют свое право на уступку через суды. Причем такой вариант абсолютно безопасен для ПБС – они принимают новое бюджетное обязательство с указанием нового контрагента на основании судебного решения.
Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 12 октября 2017 г. № 309-ЭС17-7107 содержит вывод, что установленное законодателем ограничение не распространяется на уступку денежного требования, поскольку при исполнении заказчиком обязанности по уплате денежных средств личность кредитора не имеет существенного значения для должника.
Однако по мнению специалистов Минфина России (письмо Минфина России от 21 июля 2017 г. № 09-04-04/46799) любая переуступка права требования по государственным контрактам, включая возмещение судебных расходов, противоречит бюджетному законодательству РФ и создает определенные риски для бюджетной системы.